VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Деятельность региональных органов власти в развитии внешнеэкономических связей.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K016699
Тема: Деятельность региональных органов власти в развитии внешнеэкономических связей.
Содержание
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»
(ФГБОУ ВО «ЧГУ им. И.Н. Ульянова»)
Экономический факультет
Кафедра экономической теории и
международных экономических отношений


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА)
на тему:
«Деятельность региональных органов власти в развитии внешнеэкономических связей»


Студент гр. ЭК-02-14

НикитинаЕкатерина Александровна
Научный руководитель

к.э.н., доцент
Ефремов Николай Александрович
Заведующийкафедрой

к.э.н., доцент 
Ефремов Николай Александрович


Чебоксары 2018
     СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….
3
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИМИ СВЯЗЯМИ……………
6
1.1
Содержание региональной политики внешнеэкономической деятельности регионов…………
6
1.2
Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности………………………………..........................
8
1.3
Мировой опыт участия региональных органов власти в системе развития внешнеэкономических связей…………
11
1.4
Особенности организации управления внешнеэкономической деятельностью на уровне региона…
21
ГЛАВА 2
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В СФЕРЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ
24
2.1
Экспортный потенциал Чувашской Республики……………
24
2.2
Анализ внешнеэкономических связей Чувашской Республики……………………………………………….......
33
2.3
Структура органов управления внешнеэкономической деятельностью в Чувашской Республике……………………
43
2.4
Особенности привлечения иностранных инвестиций в Чувашскую Республику……………………………………….
49
ГЛАВА 3
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ………………………………………………..
51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….
62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….
65








ВВЕДЕНИЕ
     В XXI веке главная задача перед страной и ее регионами будет состоять в существенном повышении экономической и социальной эффективности всех воспроизводственных процессов. Одно из важных направлений решения такой задачи на уровне местных органов власти – использование внешнеэкономической деятельности (ВЭД) дляреализация региональных преимуществ (природных, производственных, транспортных, кадровых и других). Очевидно, что многие из преимуществ территорий центр реализовать не может, поскольку они всегда конкретны и противоречивы. У регионов потенциально для этого больше возможностей. Поэтому самостоятельность регионов в организации внешнеэкономической деятельности будет расширяться. Под самостоятельностью понимается единство их свободы маневра, ответственности за конечные результаты и наличие собственных ресурсов. В данном исследовании рассматриваются структурные аспекты региональной внешнеэкономической деятельности.
     Особенностью текущего периода развития внешнеэкономической деятельности в России является то, что практически все субъекты  Федерации уже во второй половине 1990-х гг. приступили к формированию собственной законодательной базы для улучшения регионального инвестиционного климата, привлечения иностранных инвестиций, развития экспортного потенциала региона и использование поставок импортных товаров. Учитывая возросшую внешнеэкономическую активность субъектов РФ к концу 1990-х гг., обобщение опыта становления и развития  механизма управления ВЭД приобретает  особую  актуальность.
          Объектом исследования являются региональные органы власти в развитии внешнеэкономических связей.
     Предметом исследования  выступает внешнеэкономические связи регионов Российской Федерации.
          Цель исследования – разработка совершенствования внешнеэкономических связей Чувашской Республики.
        Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
     - исследование теоретических основ и принципов разграничения полномочий  Федерации и её субъектов в управлении ВЭД и разработки региональной стратегии внешнеэкономической деятельности;
     - анализ практики разграничения полномочий в области внешнеэкономической деятельности между Федерацией и ее субъектами;
     - анализ экспортного потенциала Чувашской Республики и регионального инвестиционного климата для привлечения иностранных инвестиций;
     - разработка принципов формирования  и  реализации  комплексной программы развития ВЭД региона.
     Теоретической и методологической основой послужили фундаментальные и прикладные  исследования  отечественных  и зарубежных учёных в области теории региональной экономики (регионалистики), а также теории регулирования внешнеэкономической деятельности, законодательные акты в области ВЭД  России и субъектов РФ.
          Управлению  экономикой, в  т.ч.   внешнеэкономической    деятельностью, посвящены работы Введенского В.Г., Воротилова В.А., Гранберга А.Г.,  Дульщикова Ю., Кумаковой С.В., Лексина В., Матрусова  Н.Д.,  Мозиас  П.М.,  Некрасова Н.Н., Позднякова А., Рыбакова Ф.Ф., Штульберга Б., а также зарубежных  авторов - Хилла Э., Даттона П., Ван Дека, Остерхавина Я.,  Армстронга( Armstrong H.) и Тейлора (Taylor J.).
     Анализом и обобщением опыта, накопленного в развитых странах  в сфере организации и стимулирования региональной внешнеэкономической деятельности, занимаются американские специалисты ТэймерКэвусгил (CavusgilTamer S.) и Майкл Зинкота (ZinkotaMichael R.)
          Проблемы управления внешнеэкономической  сферой,  экспортным потенциалом и привлечением иностранных инвестиций  рассмотрены  в работах Баша Ю.М., Вардомского  Л.П.,  Гумилевского  А.,  Мухетдиновой Н.М., Сабельникова Л.В., Серёгина В.П.,  Сутырина С.Ф., Фаминского И.П., Халевинской Е.Д., Хвойник Л.И.  и др. Однако в большинстве своём эти  публикации посвящены различным аспектам становления и развития внешнеэкономических связей  страны в  целом, а не её отдельных регионов,  причём  не  исследовались  специфические проблемы по управлению  ВЭД,  в  регионах с наименее благоприятными условиями развития внешнеэкономической деятельности.
     В ходе написания работы широко применялась вычислительная и компьютерная  техника, при этом использовались региональные базы данных с помощью локальных сетей, общероссийские базы данных, электронные системы «Консультатнт +», «Гарант» и др.
     Информационную базу исследования составили  материалы Чувашстат,  Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики.
     Структура  дипломной работы  определяется логикой изложения исследуемых в ней проблем и состоит  из  введения,  трех глав, заключения,  списка литературы и приложений.
     Во введении обосновывается актуальность темы исследования, формулируются цели и задачи, определяются объект и предмет исследования.
     




ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ НА УРОВНЕ РЕГИОНА
1.1 Содержание региональной политики в сфере внешнеэкономической деятельности
     Целью региональной политики в сфере международных отношений является совершенствование международной и внешнеэкономической деятельности с учетом специфики экономического, природно-ресурсного и научно-технического потенциала регионов.
     В ходе экономических реформ складывается новая система государственного регулирования и управления внешнеэкономической деятельностью Российской Федерации.
     Внешнеэкономические связи, обеспечивая интеграцию России в мировую экономику, на современном этапе реформ являются важным инструментом осуществления структурной перестройки экономики. В то же время условия переходного периода, в том числе сохраняющиеся пока диспропорции между внутренними и внешними ценами на основные энергоносители и некоторые сырьевые товары, рост экономической
     самостоятельности регионов, требуют сохранения и усиления действий определенных рычагов государственного контроля и координации в рамках единой внешнеэкономической политики.
     Сложившаяся практика предоставления особых льгот делает неэффективным таможенное законодательство, препятствует защите внешнеэкономических интересов России. Для упорядочения внешнеэкономической деятельности предполагается предоставить всем регионам равные права и равную ответственность за соблюдение федерального таможенного и внешнеэкономического законодательства.
     Дальнейшее развитие внешнеэкономической деятельности должно осуществляться с учетом международных обязательств России.
     Основными задачами региональной политики в области внешнеэкономической деятельности являются:
     - разграничение полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами власти субъектов Российской Федерации в вопросах внешнеэкономической деятельности;
     - координация международных и внешнеэкономических связей регионов с учетом приоритетности общегосударственных интересов;
     - оказание государственной поддержки отдельным регионам, обеспечивающей выравнивание условий внешнеэкономической деятельности;
     - продолжение курса на либерализацию внешней торговли при соблюдении экономических интересов России и обеспечении экономической безопасности, повышение экономической эффективности ее внешнеэкономической деятельности;
     - развитие экспортного потенциала, в первую очередь за счет высокотехнологичных товаров.
     Проведение политики импортозамещения;
     - поддержка интересов отечественных экспортеров на внешних рынках в целях восстановления и сохранения их позиций на мировых товарных рынках;
     - проведение политики разумного протекционизма в отношении отечественных производителей, не являющихся монополистами на внутреннем рынке;
     создание необходимых условий для улучшения инвестиционного климата и эффективного привлечения иностранных капиталовложений в экономику России;
     - обеспечение наиболее благоприятных для России условий погашения внешнего долга и его обслуживания;
     - обеспечение стабилизации курса рубля по отношению к свободно конвертируемым валютам.
     Необходимо отметить, что для решения этих задач, при единстве внешнеэкономической политики, субъекты Российской Федерации на своем уровне имеют возможность определять экспортно-импортную специализацию региона и направления развития внешнеэкономической инфраструктуры; привлекать иностранные инвестиции с предоставлением инвесторам, при необходимости, местных льгот в пределах своей компетентности; принимать участие в выработке общей внешнеэкономической политики России; субъекты Федерации, находящиеся в приграничных зонах, должны иметь право на особые связи с соседними государствами.
     В настоящее время модель регионального управления зависит не только от характера социально-экономического развития региона и его производственной специализации, но и от других факторов, влияющих на качественные результаты ее функционирования. В первую очередь это относится к активному влиянию рыночной среды. Поэтому в настоящее время интенсивно формируется региональный менеджмент, опирающийся на региональныемодели управления.
     
     1.2 Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности регионов
     После отмены государственной монополии на ВЭС в 1991 году повышается значение территориального уровня, который подразделяется на:
     - представительства общегосударственных органов власти;
     - представительства функциональных и отраслевых органов власти;
     - собственно региональные органы власти;
     - региональные подразделения общественных организаций.
     Функциональные и отраслевые органы власти в регионах представляет Министерство иностранных дел, на которое в соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 12 марта 1996 года, возложена функция координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации. МИД России взаимодействует не только с федеральными, но и с региональными органами власти, а также органами местного самоуправления. Для выполнения этих функций в 1994 году при МИДе создан Консультативный совет субъектов РФ по МиВЭС, основная задача которого - оказание консультативной, информационной и методической помощи субъектам Федерации. В его функции входит:
     - экспертная оценка проектов нормативных документов, регламентирующих МиВЭС субъектов Федерации;
     - разработка рекомендаций по повышению эффективности МиВЭС;
     - информирование руководящих органов субъектов Федерации по основным направлениям внешней политики России и международного положения в целом, а также вопросам международной деятельности, напрямую затрагивающим интересы российских регионов;
     - систематизация, обобщение и распределение позитивного опыта взаимодействия региональных и федеральных органов власти в сфере МиВЭС
     Региональное таможенное управление выполняет функции, возложенные на Федеральную таможенную службу в рамках определенной территории:
     - обеспечивает в пределах своей компетенции экономическую безопасность, защищает экономические интересы РФ в федеральных округах;
     - обеспечивает соблюдение законодательства, ведет борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу России на территории действия управления;
     - применяет средства таможенного регулирования торгово-экономических отношений, взимает таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи;
     - осуществляет таможенный контроль и таможенное оформление;
     - ведет таможенную статистику внешней торговли федерального округа.
     Важную роль играют региональные таможенные лаборатории, которые выполняют большой объем классификационных, товароведческих, технико-криминалистических, материаловедческих экспертиз товаров, сырья, транспортных средств и документов.
     В соответствии с приказом ФТС России «О создании подразделений внешних связей в региональных таможенных управлениях» при региональных таможенных управлениях созданы отделы внешних связей, задачами которых являются:
     - содействие ФТС России, таможенным органам, находящимся в регионе, в реализации межправительственных и межведомственных соглашений и договоренностей по таможенному делу;
     - развитие в пределах своей компетенции двустороннего сотрудничества с таможенными органами сопредельных государств;
     - внесение предложений в ФТС России по развитию внешних связей управления.
     Следующий уровень таможенного регулирования в субъекте Федерации - таможни, которые включают таможенные посты, автомобильные, железнодорожные и морские пункты пропуска.

1.3 Мировой опыт участия региональных органов власти в системе развития внешнеэкономических связей
     В настоящее время происходит развитие внешнеэкономических связей промышленных предприятий Российской Федерации. Для повышения ее эффективности, по мнению автора, исключительно важным является изучение опыта, накопленного в этой области экономически развитыми странами. 
     Этот опыт в развитых странах, в первую очередь в странах ЕС, широк и разнообразен, к тому же он является многоаспектным. Значительное число российских экономистов уделяет главное внимание государственной поддержке внешнеэкономической деятельности, среди инструментов которой преобладающее влияние имеют политика кредитования, предоставление налоговых льгот, гарантий со стороны правительств и региональных властей, предоставление льгот инвесторам, а также осуществление информационной поддержки. Эти вопросы достаточно хорошо изучены российскими экономистами и нашли свое отражение в ряде публикаций. 
     Многолетний опыт стран ЕС показывает высокую социально-экономическую значимость государственной поддержки внешнеэкономической деятельности. Несмотря на обилие материалов, посвященных описанию различных форм и механизмов поддержки малых и средних предприятий, представляется крайне важным показать в сжатом виде опыт стран «Большой семерки» в использовании государственных средств и возможностей для поддержки внешнеэкономической деятельности предприятий. Это позволяет в значительной мере обеспечить их устойчивое и динамичное социально- экономическое развитие в условиях возрастающей конкуренции на мировых рынках. 
     Финансово-экономический кризис 2008 г. придал особую актуальность развитию предприятий как на ближайшую, так и среднесрочную перспективу. Тем более что за последние 5–7 лет произошли значительные изменения в формировании основ политики и нормативно-правового пространства внешнеэкономической деятельности. 
     Савинов Ю. А., Мигунов А. Ю., а также Николаева Л. И.  и Лукиных О. А.  указывают на то, что существуют программы технической помощи ЕЭС, направленные не только на содействие национальным системам стимулирования экспорта, но и на оказание всяческой поддержки регионам стран Евросоюза в целях усиления взаимодействия в укреплении и расширении экономических контактов и торговых обменов. Например, для стран Европы важным стал проект «Сотрудничество в приграничных регионах», рассчитанный на кооперацию бизнеса разных стран.
      Для России крайне интересным является опыт, накопленный в регионах Великобритании по поддержке внешнеэкономической деятельности предприятий. Так, в Северо-Западном экономическом районе страны, где расположены 247 тыс. предприятий, 60% из которых работает на внешних рынках, всю их внешнеэкономическую деятельность курирует Северо-Западное агентство развития (СЗАР). Его главная цель — соединить усилия бизнеса, властей и общественности в налаживании и пролонгации внешнеэкономических связей. Основными направлениями деятельности являются: страхование контрактов по экспорту оборудования и комплексных проектов, профессиональное исследование рынка, проведение консультаций и инструктажей бизнесменов, выходящих на неизвестные (новые) рынки; оказание финансовой поддержки в части оплаты участия компании в международных выставках и презентациях продукции. 
     С 12 марта 2008 г. правительство Великобритании приступило к осуществлению «Стратегии развития предпринимательства», которая заключается в формировании в стране наиболее благоприятных условий для развития предприятий малого и среднего бизнеса и выхода их на внешние рынки. Министерство торговли и промышленности было преобразовано в Министерство предпринимательства, промышленности и управленческих реформ (МППУР), в котором создано правительственное агентство «Обслуживание малого бизнеса» (ОМБ), осуществляющее практическую реализацию государственной политики в отношении малых и средних промышленных предприятий. Национальную инфраструктуру поддержки предприятий координирует агентство «Деловые связи». В рамках этой стратегии в 2010 г. было сокращено количество программ поддержки малых и средних предприятий с 3000 до 100 наиболее востребованных программ, обладающих высокой эффективностью. Правительство уделяет особое внимание социальному предпринимательству, поддержке добровольных и благотворительных организаций, способствующих развитию взаимодействия бизнеса и общества. Для этих целей создан «Департамент третьего сектора» при кабинете министров, который в числе прочих курирует и внешнеэкономическую деятельность. 
     Государственная стратегия развития внешнеэкономической деятельности предприятий предусматривает следующие важнейшие направления: 
     - развитие культуры предпринимательства и деловых отношений;
     -стимулирование непрерывного процесса повышения конкурентоспособности на основе поддержки инновационных процессов, модернизации производств и совершенствования управления предприятиями; 
     - расширение доступа к финансовым ресурсам наряду с введением налоговых льгот для стимулирования инвестиционных процессов в модернизацию производств;
      - совершенствование нормативно-правовой базы в целях сокращения административных барьеров деятельности; 
     - помощь в коммерциализации инновационных разработок, содействие в развитии экспортных возможностей;
      - оказание помощи в преодолении последствий кризиса путем создания «Стратегического инвестиционного фонда» (1,2 млрддолл.) для финансирования инновационных проектов, а также путем предоставления налоговых льгот. 
     Значительную помощь своему предпринимательскому корпусу оказывают в вопросах выхода на внешние рынки Германия и Франция. В Германии правительства федеральных земель ведут свои официальные сайты на 8–10 языках, где в доступной форме излагают необходимые положения инвестиционного, корпоративного, налогового и таможенного законодательств, более того, поддерживают инвесторов из региональных и специализированных фондов. Во Франции внешнеэкономическая деятельность промышленных предприятий также возведена в ранг государственной политики. Здесь так же, как в ФРГ и Великобритании, существуют агентства регионального развития, всевозможные ассоциации и другие некоммерческие организации, т. е. действует принцип налаживания внешнеэкономического сотрудничества не государственными органами, а специализированными негосударственными организациями, привлекающими профессионалов.
      В США на высоком уровне организована федеральная и региональная поддержка внешнеэкономической деятельности промышленных предприятий. Правительство и Конгресс США, исследовав в начале 1990-х гг. опыт развитых европейских государств-членов ЕЭС, пришли к выводу, что в США в этом направлении имеется отставание, поэтому в 1992 г. Конгресс США учредил в своем составе Координационный комитет продвижения экспорта (ККПЭ) — межведомственную структуру для продвижения экспорта и контроля за импортом в интересах правительства США. 
     Государственная политика правительства США по поддержке внешнеэкономических связей направлена на всестороннее оказание помощи предприятиям, в первую очередь малому и среднему бизнесу, и обеспечение свободы предпринимательства в сочетании со справедливой конкуренцией на международных рынках, основанной на развитии частной инициативы, дающей право для проявления всех возможностей личности как основы экономического развития и национальной безопасности страны. Высшим органом, реализующим государственную политику, в том числе и в области внешнеэкономической деятельности, является Администрация малого бизнеса (АМБ), которая подотчетна только президенту и Конгрессу США. Организационно в структуру АМБ входит адвокатура и Генеральная инспекция, однако их деятельность не зависит от руководства АМБ. Это дает возможность адвокатуре и Генеральной инспекции осуществлять независимую оценку состояния внешнеэкономической деятельности предприятий, определять эффективность деятельности АМБ и предлагать конструктивные меры по совершенствованию методов и программ поддержки и развития внешнеэкономической деятельности. 
     В каждом американском штате были учреждены отделения данного агентства, причем свое главное предназначение они видели в продвижении на международные рынки товаров и услуг, предлагаемых предприятиями среднего и малого бизнеса. Дочерние агентства в штатах на сегодняшний день отвечают за обучение персонала предприятий, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, за сбор и распространение информации для предприятий штата по вопросам выхода на зарубежные рынки, за работу международных торговых представительств, оказание деловых услуг, изучение рыночной конъюнктуры, защиту интересов американских компаний и предприятий за рубежом.
      Американская стратегия внешнеэкономической деятельности, помимо общих задач, определила и приоритетные цели, в качестве которых выступают развитие электронной и наукоемкой коммерции, содействие росту малых и средних фирм; также были установлены приоритеты в развитии внешнеэкономических связей американских предприятий с такими странами, как Китай, Индия, Бразилия и Россия. 
     Следует отметить, что это агентство проявило в работе свою высокую конечную эффективность, свидетельством чему является рост торгово-промышленной экспансии США, особенно на южноамериканские и азиатские рынки. Это было обусловлено системной работой с экспортерами в США, предоставлением им услуг на бесплатной основе либо за номинальную плату мощной финансовой и в особых случаях политической поддержкой со стороны правительственных структур, использованием многообразных форм взаимодействия, в основу которых были положены информационные и инновационные технологии.
      Формы и методы государственной поддержки промышленных предприятий крупного и среднего бизнеса понятны и разнообразны, их отличает высокая конечная эффективность. Можно также отметить формы, которые показали свою наивысшую эффективность. Это всевозможные семинары с лицами, занимающимися внешнеэкономической деятельностью, а также реализация состязательных программ «торгового лидерства». По ним победителям выплачиваются значительные преференции, приоритетно предоставляются государственные заказы, осуществляются специальные выпуски документации по проводимым тренингам, презентации внешне- торговых представительств, выпуск всевозможных «листков новостей» и другой специализированной продукции, работа онлайн-центров, обнародование конкурсных государственных предпринимательских программ с внешнеторговым обеспечением, внедрение всевозможных ассоциативных форм выхода на зарубежный рынок, проведение консультаций по вопросам внешнеэкономической деятельности непосредственно в компаниях и на предприятиях. 
     Помимо координационных комитетов по продвижению экспорта, в США имеются еще и негосударственные центры поддержки экспорта, которых на территории США создано более 40. Они в первую очередь создаются в малонаселенных и отдаленных штатах. Перед этими центрами ставится задача: вывести на международные рынки местные предприятия. Негосударственные центры поддержки экспорта координируют усилия и ресурсы Департамента торговли правительства США, Администрации малого бизнеса (при правительстве США),экспортно-импортного банка, заинтересованных частных лиц и других общественных организаций. 
     Негосударственные центры по поддержке экспорта в штатах создают и периодически собирают заседания так называемых региональных советов по экспорту, членами которых являются директора и менеджеры экспортных компаний. Они периодически встречаются с руководством начинающих компаний и активно передают им свой опыт. Эти советы обладают огромными финансовыми возможностями, так как аффилированы с центрами поддержки экспорта, а в их состав входят 1500 промышленных предприятий по всей стране. 
     Показателен опыт в этой сфере и Канады. Здесь государственная политика по поддержанию внешнеэкономической деятельности предприятий направлена на эффективное использование ресурсов для развития сектора промышленных предприятий малого и среднего бизнеса, улучшение условий для внешнеэкономической деятельности, увеличение конкурентоспособности в мировой торговле. Министерство промышленности (МП) Канады разрабатывает политику и стратегию внешнеэкономической поддержки промышленных предприятий, координируя деятельность Департамента малого и среднего предпринимательства на федеральном уровне. Инфра- структура поддержки и развития внешнеэкономической деятельности предприятий в стране диверсифицирована между федеральными, региональными и отраслевыми организациями. В регионах созданы территориальные и местные отделения «Канадской сети деловых услуг», разрабатывающие программы поддержки, учитывающие местные условия. Федерация независимых предпринимателей влияет на решения правительства в области налогов, страхования и других аспектов законодательства, связанных с внешнеэкономической деятельностью промышленных предприятий. 
     Государственная стратегия поддержки внешнеэкономической деятельности промышленных предприятий призвана обеспечить устойчивое развитие в условиях критических изменений на внутреннем и мировом рынках, на основе взаимодействия федеральных и региональных органов управления с политическими, общественными и частными организациями за счет: 
     • совершенствования национальной инфраструктуры поддержки предприятий, способной предоставить клиентам наиболее полный спектр услуг, позволяющих быстро реагировать на изменение внешней среды;
      • расширения доступа на зарубежные рынки, в том числе увеличения возможностей предприятий, принадлежащих малому и среднему предпринимательству, в экспорте Азиатско-Тихоокеанского региона; 
     • расширения возможностей доступа для предприятий к государственным закупкам с целью выхода на внешние рынки; • облегчения доступа предприятий к финансам (169 федеральных финансовых про- грамм, 230 местных финансовых программ) и выделения более 2,27 трлн долл. частных и государственных кредитов; 
     • упрочнения связей между предпринимателями, региональными органами управления, партнерскими организациями и заинтересованными сторонами по важным программам внешнеэкономической деятельности; 
     • повышения квалификации работников государственных и частных предприятий, улучшения системы управления персоналом и упрощения процедур ассимиляциииностранных специалистов. 
     Если обратиться к приоритетам в развитии поддержки в развитых и развивающихся государствах, то экономически развитые государства оказывают преимущественную поддержку среднему и малому бизнесу в выходе на зарубежные рынки, а развивающиеся страны — крупному бизнесу с государственным участием, о чем свидетельствует составленная Н. Н. Евченко таблица (табл. 1). 
     Н. Н. Евченко также исследовала эффективность поддержки внешнеэкономической деятельности предприятий со стороны государства, что позволило сделать ей ряд существенных выводов (табл. 2). 
     Проведенный Н. Н. Евченко анализ позволяет судить о том, что государственная поддержка внешнеэкономической деятельности российских предприятий среднегои малого бизнеса недостаточно эффективна, малофункциональна, и в отличие от западных стран, где ее содержанием является наличие бесплатных форм обучения персонала, организующего внешнеэкономическую деятельность и стимулирование ассоциативных форм сотрудничества, представляет собой, по сути, управление внешнеэкономическими формами сотрудничества. Таким образом, опыт внешнеэкономической деятельности, накопленный в зарубежных странах, для нашей промышленности является значимым и полезным.
Типологизация стран по стратегии и тактике государственной поддержки национального экспорта
Таблица 1
Типы стран
Основные формы и методы
Ключевые субъекты поддержки
Защита внутреннего рынка
Целостность системы
Экономически развитые государства
Косвенное финансирование, страхование, кредитование, гарантирование сделок, консультации, информационная и маркетинговая поддержка
Средний и малый бизнес
Сформирована система эффективной защиты внутреннего рынка по товарам с высокой долей добавленной стоимости, продуктам питания
Целостная и эффективная, стимулирует экспорт готовой продукции и услуг малых и средних предприятий
Развивающиеся государства
Субсидирование, информационная и маркетинговая поддержка
Крупный бизнес, отчасти средний
Защищены по стратегическим для данного вида товарам
Содействует поддержке любых конкурентных товаров

Особенности стратегии и тактики государственной поддержки национального экспорта в России и странах СНГ
Страна
Основные формы и методы
Ключевые субъекты поддержки
Защита внутреннего рынка
Целостность системы
Россия
Страхование, гарантирование, субсидирование, информационная поддержка
Крупный бизнес, национального, регионального уровня
Бюрократизирована, слабо эффективна, игнорирует интересы национального производителя
Практически недоступна для среднего и малого бизнеса
Страны СНГ
Прямое финансирование, страхование, кредитование
Крупный бизнес, отчасти средний
Отсутствует или крайне слабо разрозненна, бюрократизирована
Содействует поддержке любых конкурентных товаров


1.4.Особенности организации управления внешнеэкономической деятельностью на уровне региона.
     В современных условиях ход экономической реформы в России определяется тем, что центр тяжести все в большей степени переносится на места, т.е. в регионы. На региональном уровне, так же как и на государственном, происходит становление системы управления вообще и внешнеэкономической деятельности в частности.
     В состав Российской Федерации входят 89 субъектов федерации: 21 республика, шесть краев, 49 территориальных областей, одна автономная область, десять автономных округов, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург. В соответствии с общими принципами государственного устройства России федеральные законодательные акты, указы и распоряжения Президента, постановления Правительства РФ, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти в установленном порядке действуют на всей территории РФ. Все это в полной мере относится к сфере внешнеэкономической деятельности. Вместе с тем это не означает, что у субъектов федерации нет никаких прав в сфере внешних отношений с иностранными государствами, их субъектами и фирмами.
     Разграничение полномочий, относящихся к сфере внешних отношений, определяется Конституцией РФ, федеративным договором, двусторонними договорами между Российской Федерацией и субъектами, входящими в ее состав, и, конечно, федеральными конституционными законами и федеральными законами. Последние принимаются Федеральным Собранием, где, как известно, в обеих палатах интересы регионов представляют депутаты.
     Например, в ст. 72 Конституции РФ записано, что в совместном ведении РФ и субъектов РФ (наряду с другими вопросами) находится координация международных и внешнеэкономических связей РФ, выполнение международных договоров РФ. Это означает прежде всего, что без согласия региональных органов власти невозможно принятие серьезных односторонних решений в сфере внешнеэкономической деятельности на уровне государства, которые затрагивали бы интересы того или иного региона.
     Полномочия субъектов РФ определяются юридическими документами: федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», двусторонними договорами между РФ и республиками, входящими в ее состав, федеральными конституционными законами, и федеральными законами. В соответствии с этим законом в совместном ведении федерального центра и субъекта Российской Федерации находятся следующие вопросы:
     координация внешнеторговой деятельности субъектов РФ;
     формирование и реализация региональных и межрегиональных программ внешнеторговой деятельности;
     получение иностранных кредитов под гарантии бюджетных доходов субъектов РФ, их использование и погашение;
     выполнение международных договоров РФ в области внешнеторговой деятельности, непосредственно затрагивающих интересы соответствующих субъектов РФ;
     координация деятельности субъектов РФ по созданию и функционированию свободных экономических зон, регулированию приграничной торговли;
     информационное обеспечение внешнеторговой деятельности.
     Вне пределов ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти. В частности, субъекты Российской Федерации имеют право в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством:
     осуществлять самостоятельную внешнеторговую деятельность, а также координацию и контроль за внешнеторговой деятельностью российских и иностранных лиц на своей территории;
     формировать и реализовывать .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%